Прочитайте текст (цифры в скобках обозначают номера строк) и выполните задания 43—50.
Безупречная логика
(1—4) Среди многочисленных достоинств хорошей речи важное место отводится
логичности выражения мысли. «Речь должна отвечать законам логики», — изрёк
в своё время Аристотель. Что же представляют собой эти законы и почему речь,
игнорирующая их, не может считаться вполне хорошей?
(5—11) Один из них принято называть законом тождества. В соответствии с его
требованиями предмет нашей мысли в пределах одного рассуждения не должен
меняться, то есть не следует хаотично перескакивать с одной темы на другую
в рамках одного высказывания. Так, начиная разговор о красоте русского языка,
логично привести собственные примеры или цитаты, раскрывающие эту красоту,
но не упоминать цифры, обозначающие количество слов... Сведения о словарном
запасе — это иллюстрация языкового богатства.
(12—18) Несколько слов следует сказать и о законе непротиворечия, согласно
которому высказывание не имеет права включать два противоречащих друг другу
суждения. Допустим, вы сообщаете о ребятах вашего класса, достигших самых
больших успехов на конкурсе чтецов, посвященном творчеству известного поэта,
и тут же заявляете, что не менее высокие результаты принадлежат участникам
из соседнего класса. К противоречию приводит употребление слова «самых» —
оно исключает равных соперников.
(19—24) Серьёзного внимания заслуживает закон достаточного основания: утверждая
определённую мысль, нужно суметь доказать её истинность. И в доказательстве
должно хватать аргументов. Если вы пределяете, например, синтаксис как раздел
лингвистики, то это не противоречит истине, но ведь существуют и другие разделы
науки о языке, а следовательно, в определении не прозвучал такой существенный
отличительный признак, как изучающий словосочетание и предложение.
(25—30) Логическая связь между словами нарушается по разным причинам.
Часто она бывает вызвана неправильным употреблением однородных членов
предложения. Жильцы требовали устранения неполадок в квартирах и ремонта.
В гостиной стояли диваны, кресла, зеркала. Логическое сочетание слов требует
в последнем предложении постановки глагола висели перед существительным
зеркала, а в первом необходимо однородные члены поменять местами.
(31—39) Сознательное соединение неоднородных понятий придаёт высказыванию
художественную выразительность: О как мучительно тобою счастлив я!
(А. Пушкин); Но красоты их безобразной // Я скоро таинство постиг (М. Лермонтов);
Смотри, ей весело грустить, // Такой нарядно обнажённой (А. Ахматова).
«Однородные неоднородности» разнообразят и оживляют речь, позволяют взглянуть
на значение слова с неожиданной стороны, так, как это удаётся К. Г. Паустовскому
в повести «Романтики»: «По вечерам бульвары розовеют от пыли и заката»; «В ту
же минуту ветер обрушил на меня мутный водопад соли, водорослей и тьмы»; «Через
час огонь маяка сверкал, синий и равнодушный, у борта шхуны».
(40—54) Логической связи слов в предложении не уступает в своём значении
логика между высказываниями в пределах определенного текста. Как предмет
изучения лингвистики текст представляет собой группу предложений,
объединённых темой и языковыми средствами, способствующими созданию
логико-смыслового синтаксического целого. Связность текста проявляется в том,
что каждое последующее предложение строится на основе предыдущего, вбирая
в себя определённую его часть и дополняя её новой информацией. Средства связи
между предложениями весьма разнообразны. Ими могут быть повторяющиеся
слова из предшествующей фразы, личные и указательные местоимения, наречия
(затем, потом, тогда, там, так и др.), союзы в начале предложения, слова со значением
части и целого, вводные слова (итак, следовательно, во-первых, во-вторых и т.д.),
видо-временные формы глаголов-сказуемых, порядок слов и многое другое. Вот
небольшой пример синтаксического целого, задача которого лаконично объяснить
происхождение одного известного выражения. Обратите внимание на способы
соединения в нём отдельных предложений.
(55—61) По библейскому преданию, в древности все люди на земле говорили на одном
языке. И так продолжалось до тех пор, пока жители Вавилона не задумали построит
(сотворить) высокую башню (столп), чтобы добраться до неба. Сначала строительство
шло успешно, потому что вавилоняне хорошо понимали друг друга и усердно работали.
Однако Богу неугодно было это деяние. Ещё бы, ведь люди дерзнули покорить небо!
И он поступил очень хитро: «смешал» языки. Строители перестали понимать друг
друга — и «творение столпа» прекратилось.
(62—64) В современном русском языке выражение «вавилонское столпотворение»
употребляют, когда речь идет о хаосе, беспорядке, суматохе, большом скоплении
людей, у которых не получается то, что они задумали сделать.
(65—79) В сущности, на этом можно было бы поставить точку в рассуждениях о
логичности наших высказываний, но вспоминается один своеобразный идейно-сюжетный
приём, встречающийся в произведениях И. С. Тургенева. Автору удаётся перекинуть
логический мостик даже от одного романа к другому. И перед нами единство уже не
текста, а отдельных произведений, каждое из которых обладает собственными героями
и сюжетом и по замыслу автора призвано выразить идею о человеке, способном
заботиться не столько о собственном благе, сколько о нуждах и стремлениях
угнетенной части общества. Посмотрите, как заканчивается роман «Накануне»,
напечатанный в 1860 году: один из героев, размышляя над вопросом другого
о том, появятся ли наконец в России люди, действующие в интересах её
совершенствования, «устремил в отдаление свой загадочный взор».
Через полтора года выходит в свет роман «Отцы и дети», начинающийся
вопросом: «Что, Петр? не видать ещё?» — вслед за которым появляются
Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Последний стал символом эпохи 60-х годов и
попыткой автора увидеть положительные черты нарождающейся в России демократии.
(80—82) Вот так порой движутся наши мысли от сочетания слов в предложении к логике
текста и даже более того. Когда пытаются объяснить взаимозависимость причин
и следствий, обычно говорят, что у каждого своя логика.
(83) Может быть, это и так. Важно только, чтобы она была... безупречной.
М. И. Качуренко, 826 слов
Средством связи первого и второго предложения третьего абзаца (строки 12—18) является